Фэндом

Амо́н ('Амен, Амун, Имен'
Амон.png

Амон

, Амон-Ра) — древнеегипетский бог Солнца, царь богов (nsw nTrw) и покровитель власти фараонов.

История культа Править

Амон в мифологии Египта бог солнца. Баран и гусь (символы мудрости) это священное животное Амона. Изображали Амона зачастую в облике человека с головой барана, со скипетром и в короне, с двумя большими перьями и солнечным диском. ПервоначальноАмон— местный бог Фив, где почитался как небесное божество. Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады, состоя в паре с Амонет (Амаунет). В Огдоаде выступал воплощением воздуха и ветра. Мифологическая проработка образа Амона скудна. Считалось, что его супругой является Мут, хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Уасрет (что касается Амонет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела). Сыном Амона и Мут называли лунного бога Хонсу. Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду. Амона также связывали с Мином, в этом качестве по отношению к нему прилагался эпитет «Камутеф».

Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Появляется титул «Супруга бога Амона», которым обладали поначалу верховные жрицы, а позже исключительно женщины царской крови. В результате политического возвышения Фив при Среднем царстве культ Амона приобретает большую популярность, а при XVIII династии фиванских фараонов становится главным государственным богом. В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божества Эннеады.

В период Нового царства жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство и влияние. В частности, оно (в лице верховного жреца Хапусенеба) сыграло важную роль в возведении на престол женщины-фараона Хатшепсут, ставшей единоличной правительницей благодаря решению оракула Амона. Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Тутмосе III и Аменхотепе III.

После провала попытки фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона, приближённый к монотеизму, его преемники Тутанхамон (сменивший своё имя с Тутанхатон), Эйе и Хоремхеб реставрировали культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате, позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах (XXI династия) и восшествию на престол Херихора, верховного жреца Амона.

Также на Фэндоме

Случайная вики