Фэндом

Аид

377px-Hades-et-Cerberus-III.jpg

Повелитель подземного мира

Родители Кронос и Рея

Братья, сестры Зевс, Гера, Посейдон и т.д.

Супруг Персефона

Дети Макария

Аи́д у греков (или Га́дес,Ἀΐδης или ᾍδης, также Ἀϊδωνεύς; у римлян Плуто́н, Πλούτων, Pluto — «богатый»; также Дит Dis или Орк[1]) — в древнегреческой мифологии[2] бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи[3], брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Мифы Править

Согласно Гесиоду, когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей[4] (по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар[5]).

После раздела мира между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. В жертву Аиду приносили чёрных быков. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека. В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством.

Миф Аида, как бога нежеланного, страшного, небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти[6] и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης).

Как бог смерти, Аид был страшным богом, само имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами— между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Таким образом, Аид «вобрал» в себя бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления о Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием елевсинских мистерий ему стали приписываться качества бога плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека. См. в связи с этим Персефону, богиню плодородия и жену Аида.

В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида (Ἄϊδος κυνέην — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (ср. «Шапку-невидимку» русских и немецких сказок). Она была подарена ему циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их; этой шапкой пользовались также Зевс во время битвы с титанами, Персей, убивая Медузу Горгону, Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним[7]; в гигантомахии она покрывает голову Гермеса.

Скипетр Плутона изображает трех псов[8]. У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом[9].

Аид и Персефона Править

420px-Poznan Prozerpina 216-71.jpg

Фонтан "Похищение Персефоны"

Мрачный Аид— олимпийский бог, хотя находился постоянно в своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на упряжке из четырёх лошадей[10]. Миф этот у Гомера не упоминается и локализировался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и острове Сицилия, где, как считалось, и произошло похищение.

Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть— с Аидом.

Дети Править

Согласно Суде, Аид имел дочь Макарию (богиню блаженной смерти).

Аид и Геракл Править

Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея, но был ранен Гераклом[11] (слово Пилос созвучно «вратам»). За это в Пилосе воздается поклонение Аиду, есть его храм[12]. По описанию «Илиады», Геракл ранил Аида в плечо, бог должен был покинуть своё царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону

Существует мнение, что это место «Илиады» относится к другому эпизоду: Геракл сразился с ним у врат преисподней, когда ходил добывать для Еврисфея адского пса Цербера. Геракл похищает из царства мёртвых стража Аида— Цербера.

Аид и Сизиф Править

Аид никому из своих подданных не разрешал покидать его царство, однако он был обманут хитрецом Сизифом, ускользнувшим однажды из царства мёртвых.

Аид, Орфей и Эвридика Править

Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей женой Эвридикой. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил договор с богами обернувшись назад до выхода из царства Аида, чтобы убедиться, что жена следует за ним).

Аид и Асклепий Править

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве, что начал оживлять людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвленный Аид заставил Зевса убить Асклепия перуном.

  • художник "SANDARA"
  • Аид и Персифона (Возможно авторство "SANDARA")
  • Аид в фильмах "Битва Титанов" и "Гнев Титанов"
  • Аид и цербер
  • Аид с цербером
  • Аид

ПримечанияПравить

  1. В серии игр The Elder Scrolls есть раса "орк"
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.51-52, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.83; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 6, 2 и далее
  3. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
  4. Гесиод. Теогония 455
  5. Гигин. Мифы 139
  6. Гомер. Одиссея XX 492
  7. Ил. V, 844 сл.
  8. Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия I 133
  9. Гераклит, фр.50 Маркович
  10. Гигин. Мифы 146
  11. Гомер. Илиада V 395—404; Арнобий. Против язычников IV 25 (ссылка на Паниасида); Сенека. Геркулес в безумье 560—565; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 3
  12. Павсаний. Описание Эллады VI 25, 3

Также на Фэндоме

Случайная вики